Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку выбрать профессию?
"К моменту, когда встает
проблема выбора, в 15-17 лет, молодые люди имеют очень смутные представления о
себе, они еще мало в чем успели себя попробовать. Так же мало подростки знают и
о различных специальностях, чаще всего их представления поверхностны. В этом
возрасте их больше занимают вопросы взаимоотношений со сверстниками, а не
будущая работа, которая кажется мифически далекой.
Получается, что один из самых важных
выборов в своей жизни молодые люди делают, руководствуясь случайными
обстоятельствами, иногда значимыми, но не имеющими никакого отношения к
грамотному выбору профессии.
Родители могут позаботиться о
том, чтобы ребенок был достаточно взрослым к моменту выбора. Ощущал свою
независимость в делах, мыслях, поступках. И действовал исходя из внутренних
убеждений и критериев, а не опираясь на внешние. Чтобы имел
сформированные идеалы, знал к чему будет стремиться. Был способен принимать
решения самостоятельно. Спокойно и позитивно относился к своему будущему.
Для этого нужно быть всего лишь достаточно хорошими родителями, слушать и
слышать своего ребенка, любить его.
Во-вторых, мамы и папы могут создать
условия для того, чтобы ребенок узнал свои способности и ограничения. Смог
попробовать различные занятия, понял, что ему нравится делать, что у него
хорошо получается, а что нет. Часто приходится слышать от родителей, что им
надоело, когда ребенок постоянно бросает кружки, дополнительные занятия. Они
хотят, чтобы он с малых лет выбрал себе путь и планомерно двигался к
определенной цели. Но это ошибка. Cлишком велик соблазн идти по пути
наименьшего сопротивления, заниматься преимущественно тем, что хорошо
получается. В результате может получиться так, что имея отличные успехи в
математике, ребенок может оказаться слаб физически или совершенно не сведущ в
литературе. Еще хуже, если он окажется не приспособлен к социальным контактам
со сверстниками, и у него возникнут проблемы в общении.
Поэтому здорово, если ребенок во
многом себя пробует – и спорт, и музыка, и живопись. Ходит в туристический
походы и в литературный или биологический кружок. И не стоит огорчаться, если
сын или дочь начинает чем-то заниматься, а через год бросает и переключается на
другое. Ведь в этом поиске он многое узнает о себе и о мире профессий.
Единственным условием должно быть
прохождение полного цикла каждого вида деятельности. Если это спорт, то от
тренировок к первым соревнованиям, если музыка или танцы, то от разучивания
танца или музыкального произведения к концерту. Это важно, потому что человек должен
понимать, что привлекательные стороны профессии появляются не сразу, до этого
необходимо выдержать время рутины. Ребенку необходимо пройти хотя бы один
полный цикл обучения определенному делу, чтобы отличить отсутствие
желание заниматься именно этой работой, от отсутствия желания вообще
прикладывать какие-либо усилия.
Работа с психологом помогает
подросткам заметно облегчить трудоемкий процесс выбора профессии. А
главное, сделать его гораздо более точным. Вот как это происходит.
Психологические тренинги
помогают подросткам обрести готовность к выбору профессии. Дети участвуют
в специально смоделированных коммуникативных и ролевых играх. Это позволяет им
настроиться на самопознание, увидеть свои личностные особенности,
получить доступ к своим желаниям, поверить в то, что можно добиться намеченных
целей, если захотеть. Во время упражнений ребята могут не только узнать о себе
новое, но и улучшить свои навыки взаимодействия с другими людьми, понять свои
ошибки и исправить их.
Дети пробуют себя в разных ролях и в
разных видах деятельности. Иногда им приходится брать на себя функцию лидера,
иногда учиться играть второстепенную роль. Пробовать договариваться в
конфликтной ситуации. Планировать и реализовывать свои проекты. Создавать нечто
новое, искать внутри себя творчество.
И в результате мы можем увидеть:
• Способен ли
подросток отвечать за свои поступки?
• Какую позицию он
чаще всего занимает в группе, как общается с окружающими?
• Насколько
он склонен к самоорганизации, может контролировать свои желания и чувства?
• Есть ли у него
организаторские, лидерские, творческие способности?
• Какова его
работоспособность в различных условиях?
Cпециальные диагностические методики
позволяют выявить способности, интересы, склонности участника. Узнать его
особенности мышления, памяти, внимания. Получить представление о его
эмоционально-волевой системе, личностных качествах.
Такое сочетание методов позволяет
проверять данные тестов непосредственно наблюдением за поведением ребенка в
группе и составлять более объективный портрет его личности. Кроме того, тут же
сверять его с представлением самого человека о себе. А после этого самому
подростку становится намного понятнее, какая деятельность будет для него
наиболее подходящей.